+ 7 499 391-64-54 +351 915 155-557 WhatsApp

Свершилось! С 2024 года компания Huge Sound является эксклюзивным дистрбьютором в Россию знаменитых усилителей LAMM. 

История Владимира Шушурина-Ламма – это история человека, который мечтал всю жизнь, даже работая маляром и дворником, и в конце концов осуществил мечту.

Владимир Шушурин родился и вырос во Львове, в детстве прекрасно рисовал, увлекался музыкой. Посещение местного радиокружка навсегда сделало электронику его страстью. После школы Владимир поступил на факультет электрофизики Львовского политехнического института. Преддипломную практику проходил в Киевской Академии наук, что, как бы сейчас сказали, было доступно только продвинутым студентам. Получив в 1968 году специальность «разработчик полупроводниковых приборов» и отслужив в армии, работал инженером на Львовском телевизионном заводе, выполнявшем также заказы для оборонной промышленности. Владимир Шушурин занимался разработкой авиационных тренажеров, а также оборудования для ЦУП в Подлипках. Владимиром была спроектирована и реализована телевизионная система с рекордным на то время масштабированием в 40 раз. В конце 70-х переходит на работу в Львовский СКБ бытовой аппаратуры на должность главного конструктора. В 1973 году Шушурин впервые использует мощные низкоомные выходные триоды 6С33С-B в выходных каскадах усилителя. Сильноточные лампы с малым внутренним сопротивлением позволили использовать выходные трансформаторы с низким коэффициентом трансформации.  Однотактный усилитель обеспечивал естественное звучание не только в среднечастотной области, что характерно для триодов, но и в низко- и высокочастотной, а это было уникальным для этого типа ламп. Шушурин разработал выходные трансформаторы с очень низкими коэффициентами трансформации, крайне низкими величинами индуктивности рассеивания и способностью линейного воспроизведения сигнала во всем спектре частот вплоть до максимальных уровней. Забегая вперёд, отметим, что все эти идеи легли в основу однотактного усилителя ML 2, выпущенного в 1998 году уже в «американском периоде» Владимира. В журнале «Радио» в 1978 году публикуется, названная позднее «схема hi-fi усилителя Шушурина», простая в реализации и позволяющая использовать относительно доступные для того времени радиодетали. В дальнейшем в журнале публиковались улучшенные версии схемы, адаптированные для более современной и совершенной элементной базы. «Усилитель Шушурина», ставший одной из самых популярных конструкций в среде радиолюбителей, имел низкий уровень гармонических искажений и в целом уникальные характеристики для того времени. Под началом Шушурина Львовский ЛПО им. Ленина выпускает различные модели усилителей «Амфитон». Одним из самых популярных в СССР стал выпущенный в 1982 Амфитон-А1-01-1. Усилитель имеет следующие особенности: использование стабилизированных источников питания, пленочных межкаскадных конденсаторов на входе, операционных усилителей со скоростью нарастания выходного напряжения от 20 в/мкс, в тракте предварительного усиления отсутствуют межкаскадные конденсаторы. Практически все модели, к созданию которых приложил Шушурин, характеризуются низким уровнем нелинейных искажений.

В 1987 году Владимир эмигрирует в США и берет фамилию матери Ламм. Первичной причиной эмиграции было желание получить доступ к более совершенной технической базе. С 1990 года Ламм работает в Madison Fielding, компании занимающейся разработкой аудиоборудования. «Они делали какую-то ерунду, когда я предложил им выпускать серьёзную, дорогую аппаратуру, столкнулся с непониманием и надменностью», вспоминал Владимир (далее все цитаты Владимира Ламма). Перестав быть штатным сотрудником, но став её независимыми партнёром, Владимир имел возможность продолжать свои разработки в лабораториях компании. В октябре 1993 года на выставке бытовой электроники в Чикаго был представлен гибридный лампово-транзисторный усилитель M1 с акустическими системами Wilson Watt 2. В усилителе были реализованы некоторые наработки «советского периода». Усилитель получил большой резонанс у публики и получил номинацию выставки «The best sound of the show». Но даже это не убедило руководство Madison Fielding запустить серийное производство. Разработки Владимира остались лишь выставочными прототипами.

Зато Владимир увидел рыночные перспективы и несколько лет пытался найти средства на открытие своего дела. Но все венчурные фонды и банки отказывали – «Первых смущало моё эмигрантское происхождение, вторых отсутствие обеспечения по кредиту». При этом были предложения стабильной и высокооплачиваемой работы. Но никак не связанной с аудиооборудованием. «Я понимал, что это совсем не то, что мне нужно, ведь я тридцать лет занимался звуком, имел уникальную базу наработок. Просто там взять и изменить своему делу я не мог».

Когда кредитная карта Владимира ушла в минус, неожиданно разбогател один из его знакомых, которому ранее Владимир помог. В 1993 году, взяв в долг под честное слово 150000 долларов, Ламм выкупает нужные комплектующие и оборудование у Madison Fielding, арендует у знакомого часть мастерской по ремонту телевизоров и создает Lamm Audio Laboratory. Т.к. имелся опыт запуска своих же изделий в производство, опыт их обслуживания, знаком весь цикл производства продукта, включая научно-исследовательские работы, а опыт работы с поставщиками появился в период работы в Madison Fielding, Владимир смог запустить процесс производства ламповых и гибридных усилителей единолично. Организаторские и коммерческие таланты, тем более эмигранта, впечатляют. Уже в январе 1994 года на выставке Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе имел большой успех усилитель Lamm мощностью 100 Вт и весом 30 кг. Были заключены первые контракты с дилерами из Японии, Тайваня и Голландии.

Через три года Владимир вернул долг, обустроил производство в большом двухуровневом помещении и нанял сотрудников. Кредиты и предложения от инвесторов принципиально отвергаются. «Мою компанию можно сравнить с бутиком, который обеспечивает мне, моей семье и нашим сотрудникам достойный уровень жизни, позволяет продолжать исследования и выпускать новые модели». Номенклатура продукции расширялась ламповыми транзисторными, гибридными усилителями и предусилителями. Была закончена разработка предварительного уcилителя L1 c полностью симметричной схемой и использованием в предварительном каскаде высоковольтных полевых транзисторов, а также лампового стабилизатора напряжения 350 В электропитания.

В конце 90-х годов снова возрос интерес к ламповой технике, но основными рынками сбыта были не США, а Европа и Юго-Восточная Азия. «Американцы <в рецессию> аккуратнее расходуют деньги. Я изначально позиционировал свои усилители как дорогостоящие устройства класса High-end. Эта цена не пугает фанатов звука, которых в мире немало. Их можно сравнить с почитателями скрипок Страдивари, не жалеющих миллионы долларов, чтобы приобрести инструмент с бесподобным звучанием».

Аппаратура LAMM – это High-end в чистом виде. Малотиражные, вручную собранные с использованием лучшей элементной базы, в т.ч. и респектабельным внешним видом. Например, ламповый усилитель ML3 стоит 160000$ и имеет устойчивый спрос во всём мире. Двублочный однотактный предварительный усилитель LAMM L2 Reference построен с применением полевых транзисторов и ламп по схеме двойное моно и без обратной связи, имеет отдельный регулятор громкости на каждый канал и отдельный блок питания. Гибридные моноблоки M 1.2 Reference мощностью 110 Ватт, работающие в классе А и весящие по 30 килограмм, могут работать с нагрузкой до 1 Ом и имеют тумблер подстройки тока покоя транзисторов на разное сопротивление акустики.  Они были разработаны в 2004 году, при этом предыдущая версия, M1.1 выпускалась 10 лет без каких-либо изменений. Усилитель лишен обратной связи, в нём используются скоростные мощные полевые транзисторы. Усилитель может воспроизводить удивительно натуральный бас, хотя и не является усилителем постоянного тока, между предварительными усилителями и выходным каскадом имеются переходные конденсаторы.

Многие аудиоэксперты по всему миру имеют аппаратуру LAMM в своих домашних системах. Некоторые аппараты LAMM позиционируются и признаются как референсные. Они выполнены по запатентованной гибридной схеме (патенты США D368,261 и №5477095). На протяжении всего производственного процесса осуществляется строгий контроль качества. Во многих аппаратах разброс параметров деталей не превышает 1%. Каждый модуль и печатная плата в сборе проходят стендовые испытания, после чего от восьми до десяти часов проходят тестирования в различных режимах работы. Затем изделие собирается и тестируется, после чего проводится 72-часовой прогрев сигналами. После тестов и прогревов изделия проходят повторную проверку и замер. Результаты измерений “до тестов” и “после тестов” заносятся в производственный отчет, который упаковывается вместе с изделием.

По мнению Ламма на качество звучания усилителя по степени важности влияют следующие факторы:

- схемотехника

- питание

- качество комплектующих,

- монтаж, разводка,

- общая конструкция.

Владимир считает, что создавать качественную аппаратуру может только инженер, имеющий опыт музыканта или слушателя живых концертов. Ламм является ярым противником ООС, а в целом его подход к конструированию основан на изучении психоакустики.

«У нас три усилителя: один имеет 1–2% искажений, другой — 0,1% искажений, третий — тысячные доли процента. Все это мы слушаем через акустическую систему, которая имеет 5% искажений. Теоретически мы не должны слышать разницу — только почерк акустической системы. Но мы прекрасно слышим, что усилители звучат по-разному. Парадокс, правда? Ответ на этот вопрос найти не так просто. У меня ушло несколько лет, чтобы понять, как на него ответить.»

«Я многие годы работал над следующим: почему это звучит, а то не звучит; вопрос древний как мир. Я пошел по такому пути: начал работать в области психоакустики, благо целое КБ было в моем распоряжении. Был построен ряд моделей, которые давали то или иное приближение к реальности. Модели были описаны дифференциальными уравнениями, были выстроены определенные системы соответствий, из которых я получил электронные модели процессов.»

С помощью многолетних исследований с использованием физических моделей, а также прослушиваний приглашённых профессиональных музыкантов была создана методика, позволяющая смоделировать звучание устройства ещё на этапе проектирования. Придя к очень небольшому количеству топологий, которые могут применятся в звуке, Владимир может не слушать звучание новой модели своей разработки, он заранее его знает. Как бы фантастически это не звучало. 

Помимо усилителей мощности и предварительных усилителей LAMM выпускает фонокорректоры и ничего более. «Если многие могут сделать то же самое, то я оттуда ухожу». Своё отношение к цифровому звуку Ламм формулирует чётко:

«Цифровой звук, состоящий из фрагментов-битов, на самом деле ненастоящий. Каждый из нас подсознательно отвергает его, несмотря на распространенность и привычность «цифры». Реальный звук способна передать только «лампа», которая не умеет делить его на фрагменты, а подает таким, какой он есть».

Владимир Ламм ушёл из жизни в возрасте 77 лет. В настоящее время фирмой управляют наследники – Элина и Эстер Ламм. Они намерены сохранить наследие Владимира и продолжать создавать аппаратуру высочайшего класса. Штаб-квартира компании переехала из Бруклина (Нью-Йорк) в Майами (Флорида) в комфортабельный офис площадью 750 кв.м.

Актуальная линейка фирмы состоит из усилителей мощности M1.1 Reference, M2.2, ML2.2 и ML3 signature; предусилителей LL2.1, L2.1 Reference, LL1.1 Signature и фонокорректоров LP2.1 и LP1 Signature.

«Надо слушать только музыку. Аппаратура не должна вас волновать, она должна исчезнуть. Но способностью исчезать обладает только самая качественная аппаратура»   

"С моей точки зрения, идеальным обзором является такой, когда аудиообозревателю нечего сказать. Естественно, такие статьи в журналах не появляются, журналисту нужно "хлеба", а читателю — "зрелищ", но в принципе идеальное заключение именно такое: "Мне сказать нечего..."

                                                                                                                                       Владимир Ламм (1945-2022)

 

 

ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ LL 2.1

Одноблочный предусилитель. Узнать о том, что отказ от максималистичного подхода, вополощенного в четырехблочной модели Signature, уводит этот аппарат от абсолютного звукового совершенства, можно только сравнив его в лоб с вершиной модельного ряда предусилителей LAMM. Сам по себе этот компонент безупречен.

скачать характеристики 

ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ L 2.1 REFERENCE

Слово REFERENCE в названии модели говорит само за себя - этот предусилитель можно считать эталоном.

скачать характеристики

ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ LL 1.1 SIGNATURE

Линейка Signature - авторская подпись Маэсто - личная роспись в том, что устройство является вершиной творческих и технических возможностей.

скачать характеристики

ФОНОКОРРЕКТОР LP 2.1

Фонокорркетор для самых бескомпромиссных любителей винила. Небольшой категории самых бескомпромиссных из самых бескомпромиссных адресована еще более продвинутая модель - фонокорректор LP 1 Signature c двумя выносными блоками питания.

скачать характеристики

ФОНОКОРРЕКТОР LP 1 SIGNATURE

Два раздельных блока питания наглядно свидетелствуют, что перед вами самый продвинутый фонокорректор на рынке High End.

скачать характеристики

ГИБРИДНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ M 1.2 REFERENCE

Чистый класс А, сочетающий теплоту и прозрачность лампы с мощностью и динамикой транзисторного усилителя. 150 Вт на канал при сопротивлении акустики 8 Ом позволяют усилителям работать с большинством современных акустических колонок. 

скачать характеристики

ГИБРИДНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ M 2.2

Внешне эти усилители выглядят так же, как М 1.2 Reference и почти не отличаются по цене. Разница состоит в существенно большей мощности этих усилителей - 450 ВТ на канал за счет схемотехники АВ. До пиковых нагрузок, не требующих мощности выше 150 Вт, усилитель работает в чистом классе А, так же, как и модель М 1.2 Reference. При необходимости увеличить мощность, аппарат переходит в режим В и выдает 450 Вт. Усилители предназначены для работы с большой акустикой, которой 150 Вт модели M 1.2 будет недостаточно.

скачать характеристики 

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ML 2.2

Однотактный ламповый усилитель, награжденный Комитетом по дизайну и инженерии на международной выставке электроники в Лас-Вегасе как лучший инновационный продукт года в категории "специальное аудио". ML 2.2 стал первым однотактным усилителем, способным воспроизводить полный диапазон частот и воссоздавать оригинальный тональный баланс и гармоническую структуру записанного материала с почти 100% точностью. 

скачать характеристики

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ML3 SIGNATURE

Вершина инженерного творчества Владимира Ламма - однотактный усилитель на мощном триоде ГМ-70 с отдельным блоком питания, способный играючи справляться с любой, в том числе крупногабаритной, акустикой.

скачать характристики