Комплектация и точная настройка топовых виниловых трактов
Комплектация и точная настройка топовых виниловых трактов
Для начала поговорим о том, зачем вообще ставить в современную систему такой архаичный музыкальный источник, как проигрыватель виниловых пластинок. Оставим за скобками тактильную и коллекционную составляющую. Доставать пластинку из конверта и охотиться за первыми прессами – несомненно приятно, но давайте сосредоточимся только на звуке.
В отношении чистоты, динамического диапазона и чисто формальных технических параметров хороший цифровой источник опережает винил с отрывом. В нашем шоуруме мы в лоб сравнивали топовые цифро-аналоговые преобразователи с виниловыми трактами предельно возможного уровня, и за исключением рок-музыки 70-80х годов почти все музыкальные альбомы звучали на цифре звонче, чище, мощнее и динамичнее. Рок-музыка звучала на цифре хуже, чем на виниле, по одной простой причине – особенности мастеринга с высокой компрессией и несовершенство ранней цифровой аппаратуры, на которой в конце 80х делались с катушечных лент первые цифровые мастер-файлы, привели к тому, что в природе почти не существует цифровых носителей с этой музыкой в хорошем качестве. Любой рок-альбом 70-80х годов звучит на приличном виниловом проигрывателе в разы объемнее масштабнее и полновеснее, чем на самом лучшем цифровом тракте. Я бы даже сказал, что если вы никогда не слышали рок-музыку второй половины XX века с оригинальных виниловых пластинок, то вы не слышали ее вовсе. Один этот факт делает существование в системе винилового проигрывателя обязательным, если, конечно, такие группы, как Pink Floyd, Dire Straits, Deep Purple, Black Sabbath, Judas Priest и иже с ними для вас не пустой звук.
Есть еще одна тонкость. Все шумы, которые мы слышим в природе, имеют аналоговую природу – ветер, шорох одежды, рокот мотора и шуршание шин, шелест листвы, человеческий голос – все это результат движения воздуха. В отличие от звучания «цифры», при воспроизведении которой звук заново собирается из кусочков, звучание виниловой пластинки тоже имеет аналоговый характер, и мозг воспринимает его как более естественное. В нашей практике были случаи, когда люди покупали систему с хорошим цифровым источником, а потом случайно брали у кого-то на тест простенький проигрыватель винила, и обнаруживали, что музыка начинает приносить больше удовольствия даже если по формально-техническим признакам звучит хуже.
- Лучше расслабляет, не напрягает, могу слушать часами, какой-то совсем другой кайф, - так объясняли они удивительное для себя открытие. На самом деле, конечно, не удивительное, принимая во внимание то, что написано выше. Аналоговый звук имеет более естественную природу и не включает подспудную тревогу, которую запускает мозг некоторых людей в ответ на цифровое звучание. В нашей практике только трое из десяти заказчиков ограничивают свою систему исключительно цифрой, и то скорее по утилитарным соображениям, чем по соображениям звучания.
Собрать хороший виниловый тракт – задача непростая. По сути – это система внутри системы, состоящая из нескольких элементов: проигрывателя-вертушки, тонарма, картриджа, повышающего МС трансформатора и фонокорректора. Правильно подобрать, соединить и настроить эти компоненты – искусство, на овладение которым мы потратили не один год. В этой статье и в коротком видео ниже я обозначу некоторые моменты, чтобы немного вас сориентировать.
На разные характеристики воспроизведения по-разному влияет не только каждый из перечисленных элементов винилового тракта, но и отдельные детали внутри каждого элемента. Так, масса и материал основы проигрывателя (плинта) влияют на чистоту звука, отсутствие в нем посторонних призвуков и общую фундаментальность звучания – массивный проигрыватель с основой из стали или бронзового сплава звучит намного чище и масштабнее, особенно в диапазоне басов, чем вертушка с деревянным или пластмассовым плинтом.
Материал диска сильно влияет на окрас звука – может сделать его «темным» с акцентом на басах, «светлым» с акцентом на верхних частотах или нейтральным. Тип привода – роликовый, пассиковый или прямой, а также количество моторов и сила крутящего момента прямо влияют на динамику воспроизведения. Многие не понимают, почему вертушка с двумя моторами играет динамичнее точно такой же вертушки, у которой мотор всего один – ведь пластинка всегда крутится с одной скоростью 33 оборота в минуту. Понять это поможет аналогия с движением на автомобиле по ухабистой дороге с небольшой равномерной скоростью. Если в первом случае вы поедете на 70-сильной Ниве, а во втором – на 300-сильном Эскалейде, то движение во втором случае получится более равномерным и плавным. При считывании бороздок винила иглой на микроуровне происходит то же самое.
Самый большой вклад в звучание винилового тракта вносит фонокартридж. Его значение так велико, что, если у наших заказчиков ограничен бюджет и нет планов апгрейда в будущем, мы как правило советуем покупать более дорогой картридж за счет более дешевого проигрывателя. Посредственная вертушка, конечно, окрасит звук лишними призвуками и не насытит музыку драйвом, но сильно испортить натуральное звучание хорошего картриджа все равно не сможет. А вот посредственный картридж способен сделать покупку дорогого проигрывателя высшего класса просто бессмысленной.
Выбор тонарма зависит от выбора картриджа и определяется его податливостью. Для картриджей с высокой податливостью рекомендуются легкие тонармы с эффективной массой не выше 10 граммов, а для низкоподатливых картриджей требуются тяжелые тонармы, масса которых 18 граммов и выше. Очень важное значение имеет материал, из которого сделан тонарм – он привносит в звучание картриджа свою окраску. По нашему опыту лучше всего играют тонармы, сделанные из титановых и латунных деталей. Двенадцатидюймовые тонармы допускают меньшую угловую ошибку и звучат чище, но имеют более высокую эффективную массу, поэтому сочетаются не со всеми картриджами. На современном рынке представлен всего один легкий двенадцатидюймовый тонарм, сочетаемый с картриджами высокой податливости - датский Morch. Учитывая, что лучшие фонокартриджи – My Sonic Lab, Air Tight, Lyra имеют податливость ближе к высокой, большинство наших проигрывателей мы комплектуем именно этими тонармами, хотя делали исключение.
Фонокорректор и повышающий трансформатор относятся в большей степени к усилительному тракту, чем к проигрывателю, но вносят в звучание вклад, сопоставимый со вкладом картриджа. Плохой фонокорректор может сделать невыразительным звучание любого картриджа, а хороших корректоров на рынке, удивительным образом, не так много. В среднем бюджете много лет остаются недосягаемыми творения Тима ДеПаравичини – EAR88pb, EAR868 и EAR912 (последние два фонокорректоры/предусилители). Более продвинутое звучание позволяют получить лишь некоторые устройства и стоимость их в несколько раз дороже.
Виниловая тема настолько обширна, что ввести в нее одной, даже очень большой, статьей невозможно. На нашем первом сайте hiendmusic.ru есть раздел ВСЕ О ВИНИЛЕ, включающий более десятка статей, посвященных разным аспектам строительства виниловых трактов. Рекомендую вам прочитать их, если хотите собрать проигрыватель самостоятельно, но заверяю, что с нашей помощью вы придете к хорошему результату быстрее и надежнее.
UPDATE: по мере развития стриминговых сервисов на них появляется все больше ремастированных рок альбомов 70х-80х годов. В данный момент сервис Qobus предлагает многие старые рок альбомы в качестве, превосходящем винил. Но реализовать такой уровень звука способен только стример/DAC dCS не ниже Rossini.